* – Цитата из финальной сцены
Премьера спектакля «Замарашка» по пьесе польского драматурга Януша Гловацкого состоялась на сцене районного Дома культуры 26 ноября. Это была не обычная постановка – Рузский народный театр подтверждал свое звание.
Нашего зрителя местный театр спектаклями не балует. Этому есть объективные и субъективные причины. Во-первых, работающим людям сложно найти свободное время для репетиций. Во-вторых, не хватает людей, которые на общественных началах желали бы играть на сцене (поэтому в «Замарашке» и были задействованы юные дарования из студии «Новое поколение»). И, в-третьих, силы творческого коллектива уходили на организацию различных праздников и концертов, которых в ДК за последнее время было предостаточно. Тем не менее под чутким руководством режиссера Веры Сивороновой спустя год (столько прошло с тех пор, когда впервые зашла речь об этом спектакле) рузский зритель увидел новую работу народного театра.
Надо ли говорить, что для города это стало своеобразным праздником? На премьеру пришли родственники и друзья актеров, коллеги из Тучковского дома культуры «Юбилейный» и просто поклонники Мельпомены. Присутствовали и члены комиссии, которые оценивали уровень мастерства лицедеев.
Итак, о чем этот трагифарс? Сюжет доброй старой сказки «Золушка» знают все. В новой постановке речь тоже идет о несчастной девушке, только действие происходит в колонии для несовершеннолетних и история заканчивается печально.
Декорации, а точнее почти полное их отсутствие, создавали настоящую тюремную атмосферу. Обшарпанная кирпичная стена, несколько стульев и полумрак передавали ужас заточения. Одежды на актерах было минимально, что тоже обостряло многие сцены. Отчасти такой подход был вызван отсутствием финансирования. Но режиссер, как убедились зрители, нашла выход. Более того, подход к некоторым сценам оказался достаточно нетрадиционным. Например, в финале главная героиня кончает жизнь самоубийством: вскрывает вены. Вера Сиворонова нашла решение: к запястьям героини были привязаны алые атласные ленты, которые во время суицида «потекли» на помост. Момент оказался настолько реалистичным, что кто-то в зале вскрикнул.
Художник-постановщик Юрий Аракелов тоже проявил смекалку при создании бутафории. Например, поддельная профессиональная кинокамера была создана из подручных средств. Глазами Оператора, который снимает на пленку происходящее в колонии, мы видим унижения, избиения, козни надзирателей, негуманные методы Режиссера. И тогда понимаем цену свободы, как жизненной необходимости. Именно стремление к ней и дает нам право чувствовать себя людьми.
Многие зрители покидали зал, находясь под сильным впечатлением от увиденного. Пьеса, написанная более тридцати лет назад, повествующая о польском исправительном учреждении оказалась актуальной и для российской действительности.
Надо ли говорить, что и комиссия осталась неравнодушной к истории, рассказанной автором, режиссером и актерами. После обсуждения, которое состоялось сразу после спектакля, было вынесено решение: Рузский народный театр свое звание носит по праву.
Нам, зрителям, остается надеяться, что мы скоро увидим новые постановки.
При участии Марии Фомичевой
Читайте так же