История со счастливым концом
Вспомнилась история русского мальчика Артема Савельева, которого усыновила мама-американка, а через полгода от него отказалась. Самое ужасное во всем этом то, что восьмилетний ребенок с запиской, в которой женщина объясняла причину отказа, и билетом в один конец один проехал полмира.
После этого случая была обнародована информация, что за последние два года в нашей стране приемные семьи отказались от тридцати тысяч детей. Цифра пугает, особенно, если учесть, что от большинства из них уже однажды отреклись биологические родители.
Есть вторично оставленные дети и в Рузском районе, их возвращают в детский дом и приюты. Но об этом не принято говорить. Кому же из взрослых захочется сознаться в своем бессилии и педагогическом незнании, а дети взрослеют и постепенно приходят к выводу, что им лучше в детдоме.
Но ведь, что удивительно, большинством новоявленных мам и пап действительно двигает доброе намерение дать малышу настоящую семью. Так почему же возвращают детей?
Можно на этот вопрос ответить общей фразой: «Оказались неготовыми». Но она вряд ли объяснит то, с чем сталкиваются приемные семьи. Лучше рассказывать на конкретном примере. Впрочем, забегая вперед, стоит оговориться, что эта история, по всему, закончится хорошо. Но проблемы, которые сейчас приходится решать приемным родителям, характерны для многих подобных семей.
Как все матери Елена (все имена и фамилии изменены – Прим. автора) любит рассказывать о своей дочери. Они похожи. Она гордится ее успехами, а за год им вместе пришлось преодолеть многое, и верит, что ее ребенка ждет счастливое будущее.
Сейчас Наталье шесть лет. Открытая, жизнерадостная, умная девочка. Год назад она оказалась в семье Ивановых. Ее взяли из Рузского детского дома, в котором она находилась с двухлетнего возраста. Елена вспоминает, что первое время малышка часто уходила в себя. Могла часами сидеть, уставившись в одну точку, порой, когда ее окликали, даже не слышала своего имени.
Помогло путешествие. Ездили на машине к бабушке. В окружении любящей семьи она стала общительней, разговорчивей. И уже скоро стала называть главу семьи папой.
Старший сын Ивановых, ему уже девятнадцать лет, он служит в армии, сестренку воспринял как родную. Та ему отвечает любовью и с нетерпением ждет его увольнительных.
А вот с двоюродной сестрой, частой гостьей и всеобщей любимицей в доме Ивановых, у Натальи поначалу были конфликты. Все внимание первое время уделялось приемной дочери. Родной ребенок ревновал, Наташа отвечала агрессией. Елена, по образованию психолог, часто говорила с племянницей, объясняла, что у детей должны быть папа и мама. Она – твоя сестра. Та, хотя и младше на год новоприобретенной сестры, поняла. Сейчас девочки очень дружны, скучают друг по другу.
Но от наследственности не уйдешь. Большой отпечаток накладывают обстоятельства рождения, гены. Например, не так давно выяснилось, что девочка при рождении весила очень мало (это называется гипоксия плода). Она была обвита пуповиной и испытала удушье. Все это результат того, что мама, когда была беременной пила. Последствия могут подобного факта быть самыми непредсказуемыми.
Первой, по-настоящему большой проблемой, с которой столкнулись Ивановы, оказалось воровство. Девочка брала то, что ей нравилось, прятала в свои тайники. Елена не ругала, а старалась донести до ребенка, почему нельзя этого делать. Объясняла, что если она в одном месте сворует, об этом пойдет молва, ее перестанут приглашать в гости, в итоге останется одна.
Приводила примеры из истории, рассказывала притчи. Вопрос разрешился как-то сам собой.
Сложнее оказалось с враньем. Наташа обманывала просто так, на пустом месте, причина – ей хотелось казаться лучше. Ведь хороших ребят в детдом не возвращают. А, что такое возможно, она знала. Видела, как обратно в детский дом приводят ее товарищей.
Елена призналась, что иногда она и ругает, и наказывает (посещением угла на пятнадцать минут) дочь. К сожалению, к этим мерам приходится прибегать, потому что девочка не слышит замечаний. Но зато потом, когда страсти утихнут, Елена с ней садится рядом, и вместе они разбирают поступок. Наташа уже знает, что если мама ее ругает, то хочет, чтобы дочь стала лучше.
Елена стала примером для подражания. Хотя называть ее мамой ребенок начал не сразу. Месяца два обращался просто тетя.
Зато теперь Наташа, а она очень любит рисовать, изображает маму исключительно королевой, всегда – в красивом наряде, а вокруг – праздник.
Детдомовские воспитанники и дети, выросшие в семье, воспринимают жизнь по-разному. Ребенок, находящийся на обеспечении государства более эгоистичен, он – потребитель, привыкший к тому, что его жалеют, а значит, все вокруг ему должны и обязаны.
Несмотря на малый возраст, такой настрой частенько бывал и у Натальи. Случается накатывает и сейчас, но реже. Остро реагирует на замечания, тут же начинает лить слезы. Впрочем, плакать она может много и часто. Мама ее не успокаивает, а призывает:
– Наташ, пойми, твои слезы ничего не решат. Ты должна прислушаться к тому, что тебе говорят взрослые. Мы же тебе желаем добра.
Изо дня в день приходилось повторять прописные истины. Зато сейчас девочка аккуратно ест ножом и вилкой. За год она многому научилась. Может мыть посуду, зашивать колготки. Ей очень нравится чистить картошку, тереть свеклу, морковь. Бывает, ленится, но ребенок все же меняется.
Все реже она совершает негативные поступки, причину которых ей сложно объяснить самой себе. В психическом плане развивается как все нормальные дети. Уже читает по слогам, умеет считать и писать. В детском саду воспитатели ее хвалят, девочка легко заучивает стихи и справляется с заданиями. Наташа полностью подготовлена к первому классу.
У ребенка оказался хороший музыкальный слух. Мелодию схватывает на лету. Пытается сама подобрать на детском пианино. Родители планируют отдать ее в музыкальную школу по классу фортепиано.
В детском саду появление Наташи ровесники восприняли неоднозначно. Например, был такой случай. Девочка ее обозвала детдомовкой. Та повернулась и говорит: «Кто детдомовский? Жила я в детском доме потому, что моя мама много работает. Она – начальник. Поняла? И, если надо, она придет, тебе уши надерет. А еще у меня брат в армии!»
Такое оправдание и объяснение Наталья нашла тому, что рядом с ней так долго не было мамы.
Хотя девочка помнит бабушку, отрывками – родную мать, а старшие сестры не раз гостили в семье Ивановых. Им дарили подарки, поздравляли с днями рождениями и Новым годом. Но возник конфликт, и Елене пришлось отказать им от дома.
Сестры Наташи, сейчас им четырнадцать и пятнадцать лет, живут в детском доме. Отдел опеки настаивает на том, чтобы Елена приняла их в семью, мотивируя, что детей разделять нельзя, но она против. У девушек уже сложилось то самое потребительское отношение к жизни, а в подростковом возрасте ребенка уже не переделать.
Елена призналась, что со средней сестрой Натальи у нее сложились очень хорошие отношения. В ней чувствуется родственную душу. Ее она, возможно бы, и взяла. Но вот со старшей девушкой близости нет. Но, что особенно не нравится Елене Наталья после посещения старшей сестры портится. И с этим нельзя не считаться.
Недавно у семьи Ивановых появилась еще одна проблема. Оказалось, что папа девочки официально от нее отказался, но родительских прав лишен не был. Теперь приемные родители этого должны добиваться сами.
– Почему? – удивляется Елена, – это должны были сделать органы опеки, а не мы. Ребенок прожил в детском доме более трех лет, и никому не было дела то того, что отец не лишен родительских прав. Нам же ответили, что раз мы являемся официальными представителями ребенка то, должны сами добиваться. Это в наших интересах.
К сожалению, часто приемные семьи остаются один на один со многими проблемами. Практически всем детям, а нередко и родителям, требуется помощь квалифицированного психолога.
К счастью, Елена сама владеет этой профессией. И ей оказалось достаточно характеристики Наталии, которую дал психолог детского дома.
С остальными трудностями женщина старается справиться сама. Она верит, что непонимание, которое возникает порой в общении с ребенком, преодолеет. Нужно только время.
Хотя порой ей и хочется расплакаться от детской агрессии, от стремления дочери сделать назло. Но Елена осознает, что перед ней маленький ребенок, который не дополучил родительской любви и ласки, который ждет от взрослых подвоха. Маме, по возможности, предстоит исправить ошибки других. И она сто процентов уверена, что никогда и никому дочь не отдаст.
Наташа это чувствует и осознает. Отогревшись, начинает уже сама отдавать: заботится о кошке, рыбках, цветах и просит у мамы сестренку. Родители задумываются о том, чтобы взять из приюта кроху.
Мечта Елены – иметь большую семью – сбывается. А она знает, что мысли и слова материальны. Несколько лет назад она хоронила одиннадцатилетнюю дочь, тогда в сердцах бросила, что не хочет иметь детей. Попала в больницу, в результате врачебной ошибки больше никогда не смогла родить.
Материнская любовь осталась нерастраченной. Елена и решила взять дочь из детского дома.
Фотография с сайта Марины Дырзу
Читайте так же