К нам, на сайт, попал документ «Акт проверки эффективности межбюджетных отношений в муниципальном образовании «Рузский муниципальный район» Московской области в 2009 году. Материал оказался интереснейший. Вот только отраженные в нем факты вызывают массу вопросов, ответы на которые мы, жители района, вряд ли получим.
Проверку в апреле 2010 года проводила Счетная палата Российской Федерации (итог можно найти на сайте). Полностью этот 44-х страничный документ можно посмотреть по ссылке, мы же остановимся на основных моментах акта.
На последних страницах отчета есть сводные таблицы, в которых указаны выявленные финансовые нарушения. Из них следует, что в 2009 году администрация Рузского района неэффективно потратила 2 028 400 рублей, с нарушением порядка финансирования инвестиционных проектов использовано 1 976 925 600 рублей, также было принято обязательство без источника финансирования, что привело к дефициту на 71 262 000 рублей. Откуда взялись такие огромные цифры? Попробуем разобраться подробней.
МУПы
В районе администрацией района были созданы четыре муниципальных унитарных предприятия. Все они, за исключением МУП «Тицион», как известно, оно занимается оформлением земель — убыточны. Зачем тогда создавать такие предприятия? Кстати, полученной прибылью (а это 106 000 рублей) упомянутый МУП с районом не поделился. А это явное нарушение.
Цитата из акта проверки: «В нарушение статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 4 ноября 2002 г. № 161-ФЗ „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ доходы (в сумме 26,5 тыс. рублей) оставшиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в МУПе „Тицион“ в 2009 году в бюджет района не поступили.
В нарушение статей 20 и 26 (указанного закона) администрацией района не определен порядок составления, утверждения и установления показателей финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, не осуществляется контроль за использованием и сохранностью переданного им государственного имущества, отсутствует перечень документов, по окончании финансового года предоставляемых собственнику».
МУП «Тицион» принадлежит администрации района и вряд ли местные чиновники не знали о нарушениях. Однако глаза на это закрыли. Почему? «Значит это кому-нибудь нужно», — ответил бы классик. Вот только кому? Получим ли мы на это ответ? Вряд ли. Власть не привыкла с нами считаться.
МУП Центр мобилизации доходов
Сухие строки акта проверки гласят: «Муниципальное специализированное учреждение «Рузский центр по мобилизации доходов районного бюджета» … не выполняло функции по мобилизации доходов. Расходование бюджетных средств на его содержание в 2009 году составило 3 028 400 рублей, в том числе на выплату заработной платы с начислениями ушло 2 550 100 рублей."
Обыкновенный житель района может заинтересоваться, чем занимался «Рузский центр по мобилизации доходов районного бюджета»? Найти концы оказалось довольно сложно. По скупым данным, которые появились в районной газете «Красное знамя», этот МУП вроде собирал налоги с предприятий и организаций. И вроде не бедствовал. Благодаря Интернету мы выяснили, что «Рузский центр по мобилизации доходов районного бюджета» 28 августа 2008 года провел открытый аукцион на покупку автомобиля стоимостью 1 144 000,00 рублей.
К сожалению, назвать точную дату, когда был создан этот центр, мы не можем. Как-то втихаря он был организован. Но на вскидку, судя по тем же публикациям в «КЗ», можно определить, что в году так 2007-м. Но известно, что МУП чутко курировал первый заместитель главы района Евгений Васильевич Гаврилов. И даже в своей диссертации, которую он представил на соискание ученой степени кандидата экономических наук в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, на это ссылался. Защищал свою работу Гаврилов в мае 2009 года.
К сожалению, как кончило созданное им предприятие, первый зам уже не увидел. В «Красном знамени» от 12 февраля 2009 года сообщается, что первый зам главы района Гаврилов уходит на повышение. За многолетний труд глава района вручил ему знак отличия «За заслуги перед Рузским районом». То, что у нас награды раздают направо и налево, уже никого не удивишь. Какой трудовой подвиг совершил первый зам, нам не ведомо, и видимо, не нам судить. Но вовремя ушел Гаврилов. 29 июля 2009 года центр мобилизации доходов перестал существовать. Прикрыли лавочку. Об этом информация в «КЗ» появилась только в сентябре.
А Евгений Васильевич живет и здравствует. Его повышение закончилось в Сергиево-Посадском районе Московской области, где он в должности заместителя главы курирует финансовые вопросы, в том числе и мобилизацию доходов.
Дворец водных видов спорта
Строительству этого объекта посвящено больше половины отчета. Возведение огромного дворца повлекло большие нарушения. Так, 59.5 процентов бюджета района были инвестированы в строительство комплекса!
Из отчета следует: «В нарушение статьи 14 ФЗ № 39 „Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений“ проверка проекта на предмет эффективности не проводилась. Администрация района заключила инвестиционный контракт с МУП „АСиГ Рузского района“. Ориентировочная сумма инвестиций на реализацию проекта составляла 1 981 800, общая площадь объекта 22 162.2 кв.м. Заказчик-инвестор финансирует проведение работ по проектированию и строительству объекта за счет собственных и привлеченных средств. Срок начала работ — 2006 год, срок сдачи объекта — 4 квартал 2008 года. Возмещение затрат осуществляется после сдачи объекта в эксплуатацию»
Получается, что строительство ДВВС происходило не за счет губернатора Громова (как нам это долгое время преподносилось), область только купила дворец после постройки. Бремя строительства легло на Рузский район, а именно на нас, налогоплательщиков.
Цитата: «В нарушение статей 7 и 13 Федерального закона № 39-ФЗ и статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», статьи 13 (ч.б) закона Московской области от 31 декабря 1998 г. № 65-98-03 «О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области» все контракты на выполнение работ, связанных со строительством спорткомплекса общей стоимостью 2258215,8 тыс. рублей, заключались без проведения конкурсных процедур."
Представляете, строительство ценой более двух миллиардов рублей было проведено без всякого конкурса! По какому принципу выбрали подрядчика? Насколько цены стройматериалов были близки к рыночным? Почему в этом проекте не участвовали строительные фирмы Рузского района? Кто на этом строительстве нагрел руки? И вообще насколько экономически целесообразно было строить такой огромный дворец в нашем районе?!
Впрочем, многие правители (как правило, диктаторы) стремились к тому, чтобы их имя осталось в народной памяти: возводили монументальные памятники, затевали стройки века. Не поэтому ли принципу чистит себя глава района?
Хотя мы отвлеклись. В акте проверки есть данные, представленные разработчиком проектно-сметной документации. То есть те самые более двух миллиардов рублей были потрачены так: на строительно-монтажные работы ушло 1 332 974 090 рублей, на оборудование — 390 773 065 рублей, на проектные работы — 88 064 283 рубля, а на булавки, то есть на прочие затраты — 281 232 162 рубля. Подсчитаем. Итого составило 2 093 043 600 рублей. Сравните цифры: они не совпадают.
Теперь разберем сроки строительства комплекса. Администрация района выдало разрешение (№ RU 50515000–01/220) на возведение дворца 11 августа 2008 года, а разрешение на строительство мини-ТЭЦ № RU 50515000–01/20 и наружного газопровода № RU 50515000–01/16. В то время строительство дворца уже шло вовсю (то есть разрешение получили позже, чем началось возведение дворца), а это является нарушением статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Напомним, что согласно проекту начало возведения дворца было назначено на 2006-й, а его сдача — на четвертый квартал 2008 года.
Объект введен в эксплуатацию на основании решения администрации района от 6 марта 2009 г. № RU 50515000–02/02. В этом документе указана и стоимость строительства — 1 981 800,0 тыс. рублей. Опять разночтение.
Так во сколько же обошлось ДВВС району?
На строительство дворца администрация района набрало кредитов на сумму более двух миллиардов рублей, а счетная палата делает вывод — всего госудраственной казне эта стройка обошлась в 2 303 256 500 рублей. Из этих денег Московская область перечислила (причем только в марте 2009 года) 1 898 860 000 рублей. Как вы можете догадаться, разница в 404 396 500 рублей где-то зависла в районом бюджете. Об этом и говориться в отчете. По состоянию на 1 января заказчику-инвестору (а это МУП «АСиГ», созданный администрацией) не компенсированы затраты в 326 303 900 рублей. Сейчас это предприятие ликвидировано.
Мини-ТЭЦ
В акте проверки говориться:«Заключение № 14-БЭ/2008 на проект мини-ТЭЦ утверждено генеральным директором ООО «Бюро экспертизы проектных решений» 31 марта 2008 года. Стоимость строительства в текущих ценах (3 квартал 2007 года с НДС 18%) рекомендована к утверждению в сумме 189 811 340 рублей, в том числе СМР — 44 039,3 тыс. рублей, оборудование — 84 132,29 тыс. рублей, прочие — 61 639,75 тыс. рублей. Проектно-сметная документация по объекту теплоснабжения (мини-ТЭЦ) спорткомплекса утверждена приказом заказчика-инвестора от 13 августа 2008 г. № 20 (сумма 201 311,34 тыс. рублей, в том числе СМР — 44 039,3 тыс. рублей, оборудование — 84 132,29 тыс. рублей, прочие — 73 389,75 тыс. рублей), стоимость эксплуатационного обслуживания на период эксплуатации утверждена в сумме 11 500,0 тыс. рублей. Стоимость прочих расходов завышена на 11 750 тыс. рублей по сравнению со стоимостью, указанной в заключении бюро экспертизы проектных решений.
… Общая стоимость строительства спорткомплекса и мини-ТЭЦ составила 2 258 215,8 тыс. рублей (спорткомплекс — 2019243,4 тыс. рублей, мини-ТЭЦ — 238972,4 тыс. рублей).
Для сравнения: все имущество ОАО «Жилсервиса», а это котельные, водозаборные узлы, очистные сооружения, бойлерные, коммуникации оцениваются в чуть более 500 млн. рублей. Балансовая же стоимость и вовсе 180 млн. рублей.
Что же представляет собой эта загадочная ТЭЦ? В официальных СМИ Москосвкой области можно найти такую информацию:
Объект энергоснабжения состоит из:
— котельной в составе двух котлов «Logano S825L» (фирмы «Buderus», Германия), производительностью 4,47 Гкал/час (5,2 МВт) каждый, общей мощностью 8,94 Гкал/час (10,4 МВт);
— энергоблока в составе пяти газопоршневых когерентных установок «PG-475D» (фирма «F. G. Wilson», Великобритания) энергетической мощностью 0,38 МВт и производительностью 0,47 Гкал/час (0,544 МВт) каждая, общей электрической мощностью 1.9 МВт, общей тепловой мощностью 2,34 Гкал/час (2,72 МВт).
Общая электрическая мощность ТЭЦ — 1.9 МВт, общая тепловая мощность — 11,28 Гкал/час (13,12 МВт).
Если разобраться во всех этих цифрах, то получается, электрической мощности ТЭЦ хватит для питания 24-х пятиэтажных домов! Бассейн безусловно потребляет немало энергии (освещение, система кондиционирования и так далее), но мощностей вырабатывает с большим запасом. Не по-хозяйски как-то.
С теплом ситуация не мене интересная: 11.28 Гкал/час — много это или мало? Тучково в год потребляет 95434 Гкал. Разделим это число на 365 дней, затем на 24 часа (сутки), получим что весь поселок в час расходует 10,89 Гкал/час.
В Интернете несложно было найти реальную стоимость оборудования ТЭЦ. Так, газопоршневая установка PG-475D могла бы обойтись примерно в 200 тыс. €, котлы Logano S825L — в 10 млн. рублей. В общем, основное оборудование можно было приобрести за 60 млн. рублей. Это в целом коррелирует с оценкой экспертизы, но тогда еще более удивительно выглядит разница в цене.
Выводы
Как вы думаете, кто-нибудь понес наказание за допущенные нарушения? Нет. Было установлено, куда ушли деньги? Тоже нет. Более того, глава района, который курировал строительство, с пафосом открыл ДВВС, а затем был со скандалом выбран на следующий срок.
Читайте так же