“Жизнь чиновников России беззаботной не назвать...”

(из песни “Про чиновников” команды КВН “Нягань”)

Да простит меня читатель за подобное убеждение, но редкий русский в трезвом уме и доброй памяти придет к чиновнику свои права отстаивать. Одни сочтут это неприличным. Другие махнут рукой, небезосновательно полагая, что ничего не добьются. А в третьих вдруг проснется ген “холопского недуга”. Скажете его нет? Но вспомните февраль прошлого года, когда образованные, разумные сотрудники бюджетной сферы писали восторженные сочинения на тему “Как изменилась моя жизнь во время правления Путина”. А как в холода на путинги ходили? А помните, в день выборов фотки бюллетеней делали, начальникам отправляли. Ну было же?!

Но хватит о старом. Разговор пойдет о другом. О том, как заставить функционеров выслушать вас и принять по положительное решение. Предваряя рассказ, хочется напомнить, что мы с вами чиновникам ничем не обязаны. Это они как раз поставлены на свои места, чтобы разбираться в наших проблемах. Подобную мысль необходимо себе внушать, собираясь в присутственные места.

Кстати, не всегда необходимо лично встречать с чиновниками. Великий поход за справедливостью можно начать с заявления или жалобы. Садитесь за стол, берите ручку, два листа обыкновенной бумаги, один – копировальной. Впрочем, подобные архаизмы можно опустить и текст набрать на компьютере, а если он написан от руки, сделать ксерокопию. Сначала укажите свои данные и как с вами связаться (адрес, телефон). Затем четко, по пунктам опишите суть вашего обращения, не увлекайтесь подробностями. Ваша задача, чтобы ответственное лицо дочитало бумагу до конца. Если того требует ситуация, приложите к ней копии документов, указав в тексте их перечень.

Эпистолу можно отправить письмом, конечно, заказным. Попробуйте и по электронной почте послать, но далеко не все учреждения принимают подобный меседж. Но все же, как показывает практика, большинство наших граждан, особенно на местном уровне, предпочитают обращаться лично. Отстояв очередь, вы окажетесь в канцелярии, где все сотрудники демонстрируют (вот такая у них особенность) полную занятость. Ни в коем случае не падайте духом. Минут через пять на вас кто-нибудь все же обратит внимание. А дабы ускорить процесс знакомства, с порога спрашивайте: “К кому мне обратиться по такой-то проблеме?” Чиновники, начиная с клерков, обязаны отвечать на ваши вопросы.
У вас также должны принять любое письменное обращение. Но вы помните, что писали его в двух экземплярах. На одном из них попросите принимающего расписаться в получении, указать дату приема, должность, фамилию и инициалы. Соблюдение данного правила обезопасит вас от случайной утери вашей бумаги.

Может случиться, что у вас откажутся принять заявление. Мол, неграмотно, по их мнению, составлен документ, или день оказался не приемный... Возможны десятки причин. Ориентируйтесь по ситуации. Если документ составлен неправильно, вам обязаны разъяснить, что в нем не так. Вы не знаете, как устранить недостатки, то лучше обратитесь к юристу. Если в учреждении не приемный день, придите когда нужно. Однако, если вы приехали из другого города, ваше обращение обязаны принять в любое время. В подтверждение покажите чек на бензин или билет, прописку в паспорте. Ведите себя уверенно и спокойно. Старайтесь решить вопрос мирно, на конфликт идите в крайних случаях.

Если обращение наотрез отказываются принимать, а причин тому нет, мой совет: “Не скандальте, поберегите нервы”. Пойдите на почту и отправьте обращение в адрес данной организации заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

По закону, (а правоотношения в этой сфере регулируются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗа) заявление должно быть зарегистрировать в трехдневный срок. Если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностных лиц, то оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующие инстанции. О чем нас с вами обязательно должны уведомить. Письменное заявление должно быть рассмотрено в течении тридцати дней.

Правда, во многих органах этот срок сокращен. Вам обязаны предоставить письменный ответ (маленький совет: чтобы долго его не ждать в конце обращения напишите: «Ответ прошу выдать мне на руки» и выделите данную фразу). Он обязательно должен содержать в себе конкретное решение по вашему обращению и его обоснование (указание конкретных причин, по которым его приняли, ссылки на законодательство). Если вы ждали другого решения, можете оспорить его в суде. Кроме того, решение любого органа или должностного лица может быть обжаловано в вышестоящей инстанции.

Но если вам не терпится с руководством госучреждения или представителем местного самоуправления встретиться лицом к лицу – ваше право. Оно прописано в конституции.
При личной встрече не тушуйтесь, заранее продумайте о чем будете говорить, эмоции допустимы, но в меру, дабы не прослыть неуравновешенным человеком (а то ведь и ярлык могут приклеить). Впрочем, будьте настойчивы. Ясно давайте понять, чего вы хотите, четко аргументируйте свою позицию. Задавайте больше вопросов, интересуйтесь деталями. Формулировки могут быть любыми, важна суть вопроса: «Почему?», «Этого требует закон?», «В каком законе это прописано?» и т.п. Не угрожайте чиновнику судом или правоохранительными органами, однако ненавязчиво давайте понять, что знаете свои права и готовы их отстаивать до конца. Если чувствуете необходимость, перед встречей с чиновником проконсультируйтесь у юриста или изучите законодательство и судебную практику по теме, на которую собираетесь говорить. Представьте вашу беседу, сосредоточьтесь... И да помогут вам силы разума.