Для тех, кто не знает йодль - это особый вокальный прием, пение без слов, когда быстро чередуются грудной и фальцетные звуки. Вспомните рекламу с альпийскими коровками, в которой невидимый пастух переливчато восклицает: “Йо!” Это пример йодля. Подобная музыкальная техника встречается у народов всего мира. Русские “гойкание”, “аукание” исследователи также относят к йодлям. Многие современные певцы (например, Джамала) используют в песнях элементы звукоподражательного вокала. Но все-таки самые известные исполнители йодля - это австрийцы, тирольцы, швейцарцы - те народы, которые испокон веков пасли скот в Альпах.
3 апреля в Рузском центре культуры и искусств в рамках второго Международного фестиваля камерной музыки «Окно в Швейцарию» выступила группа «Doppelbock». Особо не надо знать язык, чтобы перевести название коллектива - “двойной бок”. Словосочетание также означает “двойной стакан”, "двойной козел": в Германии под таким же названием производится одно из лучших сортов пенного напитка. Попробуйте наберите в поисковике «Doppelbock». Интернет вам выдаст 5187 результатов. Половина посвящена пиву, другая часть - нашим гостям швейцарцам. Их объединяет определение “лучший”. Лучший напиток, лучший ансамбль этнической музыки. Еще они схожи тем, что сохраняют древние традиции. Рецепт пива создали монахи в средние века и до сих пор его блюдут без изменений. А фолк-группа собирает и доносит до современников национальные песни, мелодии старинных народных танцев - все то, что так гармонирует с кружкой доброго напитка.
Выступление швейцарского ансамбля изначально запланировали провести во Дворце водных видов спорта. Но ружане неохотно покупали билеты на неизвестный для многих коллектив. Впрочем, те немногие зрители, которые пришли в ЦКиИ были удивлены и остались весьма довольными.
Музыкантов представил художественный руководитель фестиваля Валерий Прошутинский, он же выступил в роли переводчика и конферансье. «Doppelbock» с первых аккордов покорил зрителей. Тирольские мелодии, швейцарский йодль и народные песни пришлись по душе ружанам. Не менее диковинными были и музыкальные инструменты гостей из Швейцарии. Если шарманку, цитру, волынку, флейту, орган, пятиструнную бас-гитару не говоря уже о скрипке и контрабасе хоть раз в жизни видел каждый. То о существовании геймсгорна, шалмейя, крумхорна многие даже не подозревали. Более того музыканты использовали ложки и метлы. На всех инстументах играли всего пять человек - Элизабет Зульзер, Диде Марфурт, Симон Детвилер, Жан-Пьер Дикс и Кристина Лаутербург.
Языкового барьера не возникло: для музыки нет преград. В перерыве между выступлением музыканты общались с ружанами, раздавали автографы, фотографировались, делились записями коллектива. Значит, организаторам удалось прорубить окно в Швейцарию. Единственным минусом стало то, что на концерт пришло мало зрителей.
Фото Марии Фомичевой
Читайте так же