Диалог

Лариса Сафиулина: « В мире бизнеса бывает страшно…»

В Рузе-Новости района

У нас в гостях человек, отдавший работе в сфере ЖКХ много лет. Для нашего района тема жилищно-коммунального хозяйства до сих пор остается тайной, в этих вопросах, кроме специалистов, мало кто разбирается. Директор управляющей компании «Реал-Сервис» Лариса Сафиулина попыталась объяснить нашему корреспонденту, почему в ближайшее время не произойдет снижение тарифов и что такое потребительское общество.

— Работа в коммунальных службах специфичная. Почему вы выбрали это направление? Как стали директором «Реал-Сервиса»?

— Можно сказать, что это наша семейная традиция. Бабушка работала дворником. И моя жизнь тесно переплелась со сферой ЖКХ. Окончила жилищно-коммунальный техникум, по специальности «Техническая эксплуатация зданий и сооружений, многоквартирных домов». Затем, с учетом того, что моя профессия связана со знанием права и нормативной базы, поступила в юридический институт.

Свою деятельность начинала с техника-смотрителя, трудилась главным инженером, начальником ЖРЭУ и ЖКХ. Работала так же в жилищной инспекции Московской области, курировала пять районов — Можайский, Рузский, Наро-Фоминский, Одинцовский и Истринский. Везде возникали одни и те же проблемы, задачи, вопросы, претензии. И везде, как правило, жители и коммунальные службы оставлены один на один с проблемами. Тогда у меня и родилась идея создать ООО. В названии «Реал-Сервис» соединила имена дочек — Регина и Алина, «С» — Сафиулина. Предприятие — это практически мой третий ребенок. В Рузском районе — это была первая организация, которая работала в сфере управления жилыми домами. Это нелегкий труд, должность — расстрельная. Все думают, что быть директором очень легко. Поверьте, нет. Как хорошая хозяйка отвечает за дом, за вкусно приготовленную пищу, так и здесь. Что-то удается, что-то не получается. За все переживаешь, а за тобой — коллектив, жители, которые требуют отдачи. Предъявляют претензии, задают вопросы. И на них всегда приходится отвечать, даже на неудобные вопросы.

-То есть «Реал-Сервис» это эксперимент?

— В принципе да.
С введением нового жилищного кодекса о преобразовании сферы ЖКХ предприятия, предоставляющие коммунальные и жилищные услуги, были разделены (обслуживание домов — это как раз жилищная услуга). Этим законодатель предусмотрел, чтобы не возникали предприятия-гермафродиты, например, многоотраслевые МУПы, которые производят и себе же продают услуги, а в результате претензии предъявить некому.

Разделение на организации коммунального и жилищного комплексов проходит в масштабах страны. Сейчас на территории района существуют четыре управляющих компании. ОАО «Жилсервис» и ООО «РТС» — вырабатывают и продают ресурсы в виде горячей и холодной воды, обеспечивают отопление и работу канализационных систем.

-То есть раньше на территории нашего района в сфере ЖКХ всем управлял МУП?

— Да, а учредителем являлась администрация района. Фактически МУП было структурным подразделением администрации.

— О холодах, особенно в такую жару, думать рано, но все же готово ли Тучково к зиме?

— Все работы, связанные с подготовкой к отопительному сезону, происходят на основании нормативных актов и требований. Они предусматривают ряд мероприятий. Это ремонтно-ревизионные работы: замена запирающей арматуры, набивка сальников, промывка и прессовка системы отопления и горячего водоснабжения, промывка системы канализации, а также частичный ремонт кровли, устранение ранее выявленных замечаний, подготовка всей инженерной системы. Сейчас в Тучкове предприятие «Мособлгаз» проводит работы связанные с обслуживанием внутридомового газового оборудования.
На сегодняшний день жилой фонд к зиме готов на 90 процентов, подписаны предварительные акты. Все замечания будут устраняться в течение месяца. До 15 сентября мы должны подписать паспорта готовности, которые являются основанием для приема тепловой энергии домами. В зимний период сбоев по подаче холодного, горячего водоснабжения и отопления не будет.

— Какие шаги будут предприняты в направлении энергосбережения? Ведь это федеральная программа?

— 23 ноября 2009 года президент подписал ФЗ № 261 об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Что этот закон предусматривает? Прежде всего, выполнение требований по энергосбережению. Согласитесь, всему когда-то приходит конец, а мы очень расточительно относимся к энергоресурсам, не экономим свет, воду, газ. Предусмотренный законом перечень мероприятий будет содействовать снижению затрат, и как следствие снижению роста тарифов. Например, горячая вода, которая поступает к нам в дома согласно требованиям Санитарных правил и норм, должна быть не менее 60 градусов. В постановлении № 307 указано, что ее температура должна быть не меньше 55 градусов (с погрешностью допустимого снижения температуры ночью на 2 градуса и на 3 днем). Однако мы часто сталкиваемся с тем, что она оказывается 50 или 48 градусов. Потребитель, возможно, это даже не заметит. Но услуги, за которые жители платят, должны предоставляться в полном объеме. Если этого не происходит, нужно проводить перерасчет.

Законодатель предусмотрел, что до 1 июля 2010 года, ресурсоснабжающие организации должны сделать предложение по установке приборов учета, но на сегодняшний день мы его не получили. Нами направлено письмо в ООО «РТС» с просьбой выдать технические условия на установку приборов учета на вводе в дом. Ответа пока нет, но мы его ожидаем. В настоящее время ведем переговоры с организациями, устанавливающими приборы учета. Одно из наших главных требований — чтобы датчики, которые мы хотим заказать, могли фиксировать температуру горячей воды на вводе в дом. Это позволило бы стимулировать ресурсоснабжающую организацию оказывать более качественную услугу.
По закону каждый собственник обязан установить приборы учета до 2012 года. Если этого не произойдет, то ресурсоснабжающая организация за свой счет обязана поставить эти приборы, а собственник компенсировать затраты. Поэтому, чтобы не переплатить (а цены варьируются от 150 тысяч до 400 тысяч рублей), лучше это сделать заранее. Кстати, на местах должны оказывать адресную помощь малоимущим, для этого органы местного самоуправления при формировании бюджета на будущий год должны заложить денежные средства на эти цели.

Предусмотрено, что органы местного самоуправления выработают нормативные акты, которые обеспечат воплощение закона в жизнь. Но на сегодняшний день, ни в районе, ни в Тучкове никаких решений в этом направлении пока не приняли. Всё осталось на том уровне, какой был на момент введения закона в действие.

Думаю, что принятие этого закона — это нормальное и правильное решение. Вся Европа, например, бережет свои ресурсы, а мы, к сожалению, нет. Считаем, что электроэнергию можно воровать, питьевой водой поливать огороды. Собственники должны задуматься и осознать, что они живут не только в отдельных квартирах, а в многоквартирном доме. Вокруг него тоже имущество, за содержание которого платит каждый.

Установка приборов учета по своей сути — реконструкция дома, а все вопросы, связанные с этим, принимаются на общем собрании и проводятся за счет средств собственников.

«Реал-Сервис» тоже не остается в стороне. Мы заключили энергосервисный контракт с «Мосэнергосбытом», на четыре дома в с лифтами Восточном микрорайоне. На них установят электрические общедомовые приборы учета. В этом направлении будем двигаться дальше, пока не охватим все дома. Важно, что при этом не затратим дополнительных средств населения. Эти работы будут проведены за счет экономии: используем разницу между фактическими и нормативными показателями.

На участке «Техникум» в каждый дом приобретем приборы учета холодной воды. В дальнейшем это позволит рассчитываться по фактически потребленному объему воды. Никаким образом не пострадают жители, у которых уже есть квартирные счетчики. Существует определенная методика расчета: от общего объема потребленного ресурса, полученного на вводе в дом, вычитаются показатели, снятые со счетчиков в квартирах, затем сумма делится на количество зарегистрированных граждан в жилых помещениях, в которых нет приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Все эти формулы приведены в постановление № 307.

— А в чем выиграет собственник, если установит общий счетчик на тепло?

— В этом есть прямая выгода. Тепловая энергия должна вырабатыватся и подаваться с учетом погодно-климатических условий. В дальнейшем ресурсоснабжающей организации, если везде будут установлены приборы учета, будет невыгодно занижать параметры и таким образом экономить. Ведь что люди делают, если им кажется, что температура воды недостаточна? Сливают, ожидая, когда она станет горячее. Отсюда вывод: Чем горячее вода, тем меньше её потребляют. Поэтому гораздо дешевле давать качественный продукт. Экономия для всех, а значит меньше жалоб и претензий.

— А здесь тоже действует формула: показания общедомового прибора учета делятся пропорционально площади квартиры?

— Если мы говорим об отоплении, то здесь будет применяться формула № 7 Приложения № 2 Постановления Правительства РФ № 307. Размер платы за отопление в отдельном помещении рассчитывается следующим образом: общая площадь умножается на среднемесячный объем потребленной тепловой энергии и на утвержденный тариф.

— Скажите, а в этом случае мы уйдем от такой практики, когда жители летом вынуждены оплачивать отопление за зимний период?

— Это зависит от того, какое решение примут собственники. Например, вы потребили определенный объем ресурса. Организация выставит вам счет, но не за все, а за половину, вторую вы оплатите летом. Оплата в этом случае будет производиться ежемесячно. Но могу сказать, что в тех домах, где установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, редко когда переносят оплату на летний сезон.

— А можно ли как-то определено оценить выгоду от счетчиков? Я тут подсчитал, что на средний пятиэтажный дом на 128 квартир установка счетчика обойдется где-то в две тысячи рублей. Окупятся ли эти деньги?

— Сейчас отвечать на этот вопрос — это все равно, что гадать на кофейной гуще. Выгода, конечно, будет: сумма оплаты снизится.

— На сколько?

— Примерно на 30 процентов. И то не сразу. Необходимо выполнить ряд мероприятий: заменить аварийные трубы, утеплить их. В этих мероприятиях должны активно принять участие собственники жилых домов. Кроме того, во многих квартирах хозяева самостоятельно устанавливают дополнительные радиаторы центрального отопления, считая, что так будет теплее. Это большое заблуждение, чем больше секций, тем чаще возникают воздушные пробки в системе, тем меньше отдается тепла. Жители должны прислушиваться к рекомендациям: одной секции чугунной батареи хватает, чтобы отопить два квадратных метра. Сливать воду из радиаторов тоже не следует, в сети падает давление, возникают воздушные пробки. Во многих домах трубы системы отопления давно не менялись, здесь требуется проведения капитального ремонта. Ведь прорыв трубы тоже ведет к увеличению объемов ресурсов и оплаты за них. Чтобы этого не произошло бывший наймодатель, согласно 16 статьи «Закона о приватизации» обязан провести капитальный ремонт дома, в том числе и труб системы отопления, горячего и холодного водоснабжения.

Став собственниками, жильцы должны понимать то, что они в ответе за все. Значит, орган местного самоуправления теперь не обязан за счет бюджета устанавливать приборы учета на вводе в дом. В этом случае установка общедомового прибора учета — это реконструкция, решение принимается на общем собрании, работа оплачивается дополнительно. Местные власти, являясь собственником муниципальных квартир, также обязаны принять участие в финансировании в выполнении работ по установке общедомовых приборов учета в каждом доме.

— Думаю, жильцы, увидев, что счетчики окупаются за два-три месяца это поймут.

— Окупаемость наступит не за два-три месяца, а где-то за полгода или год. Средняя стоимость прибора учета — 250 — 300 тысяч рублей, делим на общую площадь дома (примерно 7 тысяч квадратных метров). Возьмем среднюю квартиру в 48 квадратных метров. В результате собственник заплатит около 1700 рублей. Согласитесь, это не так много. Сумма за год окупится, а в дальнейшем это создаст предпосылки для снижения платы за услуги, этот вопрос подтянет качество предоставляемых услуг. При условии что все мероприятия по ремонту внутридомовых систем будут выполнены, тарифы, как следствие, должны снизиться.

— Как все замечательно получится. А вырастут ли тарифы в следующем году?

— Тариф на тепловую энергию — сложный процесс, который формируется на основании методических разработок и нормативно-законодательных актов РФ. Проводится аудит тарифа, затем субъект федерации (в нашем регионе — это Топливно-энергетический комитет МО) его утверждает для тепловырабатывающего предприятия.

Тариф на тепловую энергию рассчитываются в зависимости от стоимости электроэнергии, газа, запчастей, соли для умягчения воды подаваемой на котел, химреактивов для анализов и прочего. Мы предоставляем как жилищные, так и коммунальные услуги, наши тарифы на следующий год формируются на основании затрат и цен текущего года. Газ, электроэнергию, материалы для ремонта в 2011 году тепловырабатывающие предприятия купят по ценам, которые будут действовать на тот момент. Учтите, что к тому же из-за инфляции они вырастут. Но при этом в тариф на тепловую энергию заложены будут цены прошлого года, то есть 2010-го. Пока другой методики формирования тарифа на тепловую энергию не придумано. При утверждении тарифа на тепловую энергию субъектом федерации предусматривает индекс роста, которым регулируют рост тарифа. Насколько мне известно, этот индекс в текущем году был около 16 процентов, в следующем составит примерно 11 процентов. В данном случае, думаю, общедомовые приборы учета помогут правильно подходить к формированию тарифа на тепловую энергию.

Политикам не надо обещать населению, что тарифы вот-вот снизятся на 5–15 процентов. Мы хотим верить в сказку, а когда закрывается последняя страничка, понимаем, что реальная жизнь другая. Тарифы будут расти до тех пор, пока не остановится рост двух составляющих — электроэнергии и газа. Растут ежегодно цены не только на жилищные и коммунальные услуги. Увеличивается стоимость проезда в электричках, бензин становится дороже и лекарства тоже.

Останови рост одной только электрической энергии, остальные тарифы и цены также перестанут расти. Но это не зависит ни от меня, ни от глав поселений, это зависит от государства, так как цена на электрическую энергию регулируется государством.

То же касается и тарифа на коммунальные услуги.

Мы не утверждаем тариф, просто составляем калькуляции затрат, формируем папку с документами подтверждающими затратами за предыдущий период. В дальнейшем проводится экспертная оценка экономической обоснованности всех затрат тарифа. В последствии эти документы направляются в Топливно-энергетический комитет МО, где тарифы рассматриваются, еще раз просчитываются и проверяются, после чего их утверждает комиссия. Но поверьте, их режут и достаточно часто убирают те затраты, которые аудиторская проверка и комиссия ТЭК МО сочтет необоснованными.

По правилам тарифы на тепловую энергию утверждает ТЭК, на холодную воду и канализацию (после проверки и согласования в Министерстве экономики и в Министерстве ЖКХ МО) — местные власти. Оплату за управление, содержание и ремонт жилищного фонда — собственники на общем собрании, в случае, если этого они не сделали орган местного самоуправления.

— Как я понял, на каждый дом в зависимости от объема услуг может быть свой тариф?

— Да по закону. Мы к этому готовы. В этом случае собственники реально должны подойти к решению этого вопроса. По заказанным собственникам услугам будут произведены расчеты размера платы на управление, содержание и ремонт жилищного фонда. При этом необходимо собственникам заботиться о сохранности своего дома. Обратите внимание: сегодня делаем ремонты, обустраиваем входы в подъезды, а что дальше следует? Рисуют на стенах, а их повторная окраска — это те же затраты, оставляют мусор в подъезде с уверенность что кто-то за них вынесет, выбрасывают кошачий наполнитель в систему канализации, засоряя ее, ломают почтовые ящики, двери лифта. Примеров подобного отношения много, а на восстановительные работы нужны деньги, отсюда рост тарифа.

— Почем бы не разработать пакеты услуг, как у сотовых операторов?

— На сегодняшний день у нас есть уже такие предложения. Есть экономически обоснованные затраты для типовых домов. Только люди должны подойти к решению вопросов как хозяева. В последнее время многие это понимают. Скоро мы начнем предлагать разные тарифные планы, но хочу напомнить, что собрание может организовать только собственник. Иначе мы будем работать по тарифу, который утвердит орган местного самоуправления, а он не всегда экономически обоснован, и не всегда предусматривает те затраты, которые необходимы именно для того или иного дома в зависимости от его состояния. Вот пример: дом № 24 на Советской улице в Тучкове. Мы посчитали денежные средства, собранный за весь период. Хватило на большую часть работ, многие из которых вообще не выполнялись в этом доме, в частности ремонт фасада и ремонт подъезда.

— Слышал о потребительском обществе. Что это такое?

— На территории Тучкова есть дома, где жители еще не выбрали способ управления своим домом. Согласно 75-ФЗ орган местного самоуправления обязан объявить конкурс для определения управляющей компании на дома, в которых собственники не выбрали способ управления. Но этим пока никто в администрации Тучкова не занимался. На сегодняшний день создалась интересная ситуация. Слышала от жителей, что администрацией создается какой-то кооператив, хотя, насколько мне известно, такую форм собственности имеют право создавать собственники жилых многоквартирных домов. Но все-таки я попробовала узнать, что такое потребительское общество, которое нам предлагают.

Слушая запись встречи Романа Блохина на улице Комсомольская, я поняла: жителям не могут понятно объяснить, что же такое «потребительский кооператив». Сути организации я не уловила. Создается впечатление, что сами предлагающие не понимают, что они хотят предложить, и не знают, что из этого выйдет.

Какое это будет потребительское общество — коммерческое или нет? Со взносами тоже ничего непонятно. Они будут однократные или многократные. Кто будет устанавливать их размер? Смогут ли их потянуть люди? Куда пойдут эти взносы? На какие деньги будет содержаться жилой дом, непонятно мне, а каково гражданам.

Кроме того, утверждены ли меры поддержки потребительской кооперации, которые устанавливает местная власть. На сколько мне известно, таких документов в администрации не разработано. Мы сначала сделаем, а потом думать будем. Думаю, может и получилось бы из этого что-то хорошее, если бы сначала разработали положения о потребительском обществе, его поддержке, проводились бы семинары, тренинги или учеба, и так далее. И ещё интересный момент, который я нашла при изучении этого вопроса, процитирую: «При всех преимуществах и популярности такой формы, она применяется крайне редко, если в доме жильцов пожилого возраста или они имеют низкий уровень достатка преобладающее количество». Интересно, проводился ли мониторинг теми, кто предлагает создание потребительского кооператива. Думаю, нет. Просто надо что-то создать, а как это будет жить — вопрос. На встрече с жителями кем-то был задан «Как далеко от нас находится ближайший потребительский кооператив?». На него Роман Блохин ответил, что такой кооператив есть где-то в Свердловской области. Это очень далеко и проверить, как живет и работает данный кооператив сложно. В Интернете найти какой-либо информации об этом мне не удалось. У нас есть в поселке два кооператива — ЖСК по улице Лебеденко, дом № 11 и по улице Комсомольская, дом № 3. Можно у них узнать, как им живется в кооперативе.

Альтернатива — это неплохо, она должна быть, например, ТСЖ, ЖСК, но только в случае, если выполнен капитальный ремонт в многоквартирном доме. Потому что отдать дом с гнилыми коммуникациями собственникам — это безответственно. Люди к такому не подготовлены, нет специалистов. Так же и с потребительским обществом: знают ли жильцы нормативные акты и требования в части эксплуатации, есть ли у них специалисты? Ко всему надо подходить не наскоком, а готовиться, понимать, что ты хочешь предоставить людям.

В качестве эксперимента думаю можно поддержать идею создания потребительского общества с учетом того, что оно покажет свою работу. Например, в жилых домах Тучковского автотранспортного колледжа. Если из ветхого жилья дом станет пригодным для хорошей жизни, тогда этот пилотный проект можно применить в масштабах Тучково. Но я гарантирую на сто процентов, что потребительское общество не станет заниматься домами в техникуме, оно захочет работать на тех домах, которые находятся в нормальном, технически исправном состоянии.

Более того, когда предлагали это потребительское общество, разговор шел о снижении тарифов на тридцать процентов. Интересно, каким образом и за счет каких средств будет содержаться дом? Утопия. Было бы неплохо, если бы потребительский кооператив, снизив тарифы на 30 процентов, показал, что из этого выйдет.

— В мае почему-то были снижены цена на услуги?

— В связи с протестом прокурора, направленного в Совет депутатов Тучкова, мы произвели перерасчет за жилищно-коммунальные услуги в мае по прошлогодним расценкам. У нас «выпали» денежные средства, мы понесли убытки, потому что счета нам выставили по ценам 2010 года. А тариф, по которому мы произвели перерасчет в мае, в прошлом году учитывал цены 2009-го. Потери составили порядка 860 тысяч рублей. Местная администрация обещала возместить эти средства. Но на сегодняшний день этот вопрос даже не рассматривался.

— На территории района у нас активно продвигают идею ТСЖ. В Ивановском поселении они уже даже созданы. Теперь им обещают выделить средства на капитальный ремонт домов.

— Я не знаю, как там проходил выбор способа управления ТСЖ, поскольку не принимала в этом участия. Слышала, что деньги якобы выделены, но не пришли на места. Думаю, что когда средства наконец-то появятся, стоимость материалов будет выше, чем тогда, когда составлялись сметы. Дорога ложка к обеду. То есть программа ТСЖ не успевает работать, финансирование вовремя не выделяется. Почему такие задержки, я не знаю. Сейчас попробуем выяснить (звонит по телефону).

На сегодняшний день деньги не пришли, обещают на следующей неделе. Средства получает область, потом перечисляет муниципалитету, как они будут двигаться дальше, не знаю. Полтора года прошло с момента принятия решения об участии в программе, а деньги ещё не получили. Плюс жесткие требования на участие в программе. Если не будет активной помощи от администраций, поверьте, ситуация не изменится.

Администрация, как бывший наймодатель, при оказании содействия участникам программы «Ветхое жилье» таким образом сняла бы с себя бремя выполнения обязательств. Пока по Ивановскому поселению видно: программа вяло работает, по какой причине сказать не могу.

— Предположим, дом вошел в программу ТСЖ, все отремонтировали. Как вы думаете, какие еще подводные камни и проблемы ждут жильцов в будущем?

— Вы знаете, я могу сказать одно: не просто так русские писатели и поэты в своих произведениях описывали душу нашего народа. Например, басня «Лебедь, рак и щука». В многоквартирном доме живут люди с разными финансовыми возможностями, разным воспитанием и отношением к своим обязательствам. Представьте, в доме живут лебедь, рак и щука. Как вы думаете, будет достигнуто согласия?
Принцип ТСЖ есть в Европе. Но там, как правило, у дома всего один-два хозяина. Им прийти к взаимопониманию куда проще. А когда в доме 128 квартир?..

Я больше склоняюсь к ТСЖ, но только в том случае, если люди придут к какой-то консолидации, если будут доверять своему председателю, помогать ему, стараясь сберечь общее имущество. Но если, создав в товарищество собственников, жильцы останутся равнодушными к судьбе дома, когда они деньги за квартплату будут вносить, когда захотят или когда смогут, то ничего не получится. Счета за использованные ресурсы будут выставлять юридическому лицу — ТСЖ, и их надо будет оплачивать, за всех в том числе кто не платит! В итоге ситуация может развиваться так, как в ТСЖ «Дубки» и «Трехгорка». Все лето в ТСЖ «Трехгорка» в прошлом году там не было горячей воды. Нет денег для оплаты. А причина в том, что люди не своевременно платят, а это ведет к задолженности у юридического лица и не сегодня-завтра наступит банкротство ТСЖ. Если у товарищества нет общего имущества, то оно пройдет безболезненно, но если у товарищества собственников есть земля или какие-то помещения, то это всё будет забрано в счет погашения долгов.

Ещё легко устроить рейдерский захват ТСЖ. Сейчас в СМИ и на сайтах встречаешь много подобных историй. Часто также товарищества используют для вхождения в федеральную программу по капремонту, но проводят его некачественно.
Честно говоря, прижиться ТСЖ в России будет сложно. Народ не готов жить в сообществе. Нас загоняли в кооперативы, потом в колхозы, а мы оттуда бежали, разрушая всё до основания. Слово «моё» у нас понимается буквально. Есть понятие «моя квартира», а «мой подъезд» нет. Люди считают нормальным мусорить в нем. Понятия «моя кровля» тоже нет. Вот кто-то хочет поставить на крыше спутниковую антенну, и все равно, что от этого кровля портится. А когда объясняешь, что нельзя этого делать, говорят, какая Сафиулина плохая.

Люди обрадовались, когда бесплатно в собственность получили жилье, за которое долго работали на производстве, но не ожидали, что вместе с правами на полученную собственность появятся и обязанности.

— В последнее время участились нападки на вашу компанию со стороны местной и районной власти. С чем это связано?

— Согласно Уставу района и положению контрольно-счетной комиссии проверка ООО может быть произведена в случае, если 25 процентов уставного капитала принадлежит органу местного самоуправления или оно финансируется из бюджета. У нас этого нет.

Ревизия прошла у нас и в «Рузских тепловых сетях», нам сделали замечания.

Несмотря на то, что эту проверку провели с отклонением от нормативных актов, был и положительный момент этой проверки. Благодаря замечаниям свою работу мы привели в соответствие. В отношения нашего ООО была проведена и прокурорская проверка, но результаты пока мне не известны. Тарифы, которые утверждались и согласовывались с министерствами и ведомства, нами применялись без нарушений. На холодную воду, канализацию и вывоз мусора тарифы были установлены решением Совета депутатов на основании соглашения о тарифном регулировании между администрацией Тучкова и района. Тариф на тепловую энергию был утвержден ТЭК МО. Всё в рамках действующего законодательства.

Думаю, что вы догадываетесь, по какой причине было инициировано проведение этой проверки, с вашего позволения я не буду открывать всю ее подноготную. Бог судья всем, кто всё это делал. Не хочу думать о людях плохо. Но отмечу, что по закону, пока проверка не была завершена, ее результаты не должны были появляться в СМИ, но по нам почему-то оказались опубликованными.

Тем не менее, я поняла над чем надо работать, осознала, что в мире бизнеса бывает страшно. ЖКХ — это трудное направление, когда сталкиваешься с определенными моментами, понимаешь, в мире не всё так просто.

— Щиты ООО «Фаринда» возле подъездов в своё время вызвали немало споров среди жителей, основной вопрос: «Почему деньги получают с нашей собственности, а нам ничего не достается?»

— Установлены информационные щиты — это плохо? Согласно правилам и нормам эксплуатации должны быть доски для объявлений и таблички с номером дома, подъезда. Мы их установили. Они красивые, аккуратные. Но зачем-то эти щиты и номера начали ломать, сжигать. Нам их вновь придется восстанавливать.

Как вы считаете, будет лучше, если те же объявления будут висеть на дверях подъездов? С ООО «Фариндой» мы заключили договор на безвозмездной основе. Жители на этих щитах также могут размещать любые некоммерческие объявления (на половине «Реал-Сервиса»). Верхняя часть досок принадлежит «Фаринде», за счет этих объявлений ООО содержит прилегающую к щиту стену и дверь в чистоте.

— Ваше отношение к выборам?

— Я за честные и справедливые выборы. Считаю, что глава должен избираться. Одно не должно присутствовать на выборах — это грязная политическая технология, и популистские обещания.

Если бы я поставила себя на место кандидата в главы Тучкова, я бы никогда не обещала людям того, чего не смогу сделать. Снижение тарифов пока из области несбыточного. Сев в кресло главы, думаю, кандидат поймет, что просто давать обещания нельзя. Нет, тариф, конечно, можно остановить чисто политическим решением, но как дальше ремонтировать трубы, оплачивать обязательные работы, связанные с поддержанием в технически исправном состоянии жилые дома, платить за работу лифта, за обслуживание ВДГО, налоги и так далее? Я бы поступила по-другому: предложила в бюджете заложить средства на долевое участие в финансировании работ по установке общедомовых счетчиков. Это помогло бы людям снизить сумму платежей за коммунальные услуги с низким качеством. Или как это делается в Москве, так тариф на техобслуживание составляет порядка 24 рублей с квадратного метра, при этом население оплачивает не всю стоимость тарифа, а определенную ее часть, остальное префектуры доплачивают управляющим компаниям до экономически обоснованного тарифа.

Впереди у нас выборы, поэтому будущему кандидату я бы порекомендовала не давать утопические обещания людям. Хотела бы пожелать, чтобы будущий кандидат гарантировал улучшение условий жизни в поселении, покупая народ пряником. Просто надо быть хозяином своего слова и дела. Идя на выборы, каждый кандидат обязан давать оценку своим действиям, чтобы он стал не номинальным лицом поселка, занимающим кресло и ублажающим себя званием «Глава», а был действительным защитником интересов поселения.

— Какие перспективы развития ЖКХ в Тучкове вы видите?

— Мечтаю о том времени, когда у нас в поселке фасады жилых домав будут покрашены. Приезжая, например, в Красногорск или Химки и, видя свежие фасады, душа радуется. Было бы неплохо, чтобы и у нас это было сделано. Но здесь нужна помощь собственников и главы поселения. Мы все должны объединиться.

Очень хочется, чтобы в поселке были тротуары. Появились места для выгула собак и бесплатные муниципальные стоянки. Люди из-за краж боятся ставить машины в гаражи, паркуют автомобили у подъездов. Нередко аварийной службе проехать невозможно. Я была в Набережных Челнах. Могу сказать, что у них есть как платные, так и бесплатные площадки, в результате возле домов нет такого скопления автотранспорта.

Мне бы очень хотелось, чтобы объекты коммунального хозяйства из района были переданы в поселок Тучково. Это было бы правильно и по закону. Ситуация начала бы работать на снижение тарифов.
Хочется, чтобы на территории поселка не было ветхих домов, чтобы появилась программа застройки. Я разработала свой маленький план по расширению привокзальной площади. У нас все мучаются с проездом на ней, а решение есть: поможет как раз снос ветхого жилья и строительство нового поможет разрешить эту сложную проблему. Но этот вопрос должен рассматривать орган местного самоуправления.

Мне очень становится обидно, когда жители Тучкова подходят ко мне с жалобами на то, что рядом с поселком ЖБК разрабатывается карьер, я их понимаю, но изменить ничего не могу, потому, что я не глава и это не мой уровень, по силе своей возможности стараюсь помочь советом, конечно же если это поможет. Хотелось, чтобы проблемы решались, а не переползали из года в год, от одного главы поселения к другому. Мечтаю, чтобы из бюджета выделили средства на ремонт очистных в техникуме. Они там очень старые, в них надо вкладывать довольно много средств, а все затраты связанные с этим дают рост тарифа.

Ну, а остальное, думаю, всё по силам. Я живу по принципу, что не делается, всё к лучшему. Нельзя принимать скоропалительные решения. Дай Бог, нам всем быть мудрыми, разумными, не завистливыми, ответственными, быть бережливыми хозяевами.

Много вопросов в интервью остались не затронутыми, или освещены не полностью, но Лариса Михайловна сообщила, что она с радостью ответит на все вопросы, задать их вы можете в комментариях к этому интервью, через форму обратной связи, или лично, позвонив по телефону 8 (496 27)32–701